Белорусский государственный университет транспорта

17 Янв

город Гомель

Описание

Кирпичное П-образное здание, изначально состоявшее из 2-х этажей, располагающееся на пересечении нынешних улиц Кирова и Карповича. Фасады выделяются крупными членениями с обозначением главных, более высоких помещений. Стены отделаны наличниками, лепными вставками, тягами, меандром, розетками, богато декорированным фризом и развитым профилированным карнизом. Окна 1-го этажа прямоугольные, 2-го – арочные. Планировка коридорная. В центральной части, выходящей на улицу Карповича, был парадный вход с просторным квадратным вестибюлем с четырьмя пилонами, соединенными между собой арочными сводами, и широкой 3-хмаршевой лестницей, так же оформленной арочными переходами.  Парадный вход выделялся портиком с элементами коринфского и дорического ордеров и заканчивался треугольным фронтоном. С двух сторон от вестибюля находились классные комнаты и помещения для учебно-воспитательной работы, в угловой части – церковь, в левом крыле – жилые комнаты директора и инспектора гимназии, в правом (выходящем на улицу Кирова) – актовый и гимнастический залы.

Историческая справка

Главный учебный корпус Белорусского государственного университета транспорта на пересечении улиц Кирова и Карповича был построен в 1897–1898 годах по проекту Станислава Шабуневского как здание Александровской мужской классической гимназии. Оно стало самым крупным учебным зданием, построенным в Беларуси в дореволюционный период, причем не только по масштабу, но и по архитектурно-художественной значимости. Архитектурная стилистика здания ориентирована на русский классицизм. 16 октября 1918 года гимназия была упразднена. В здании разместилось Управление Белорусской железной дороги. В 1926 году С. Шабуневский разработал проект 2-хэтажного здания т.н. малого флигеля во дворе Управления. Здание составлено в плане с двумя боковыми крыльями, симметричной объемно-пространственной композиции.

В годы Великой Отечественной войны здание было частично разрушено. Восстановленный проект Г. Ц. Ханина содержал 3-й этаж без купола над центральной частью. В 1953 году в зданиях разместился Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (теперь – Белорусский государственный университет транспорта).

Библиография

  • Будынак былой мужчынскай гімназіі // Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В.Я. Абламскі, І.М. Чарняўскі, Ю.А. Барысюк. – Мінск, 2009. – С. 229–230.
  • Гомельскай мужчынскай гімназіі будынак // Культура Беларусі : энцыклапедыя : У 6 т. Т. 3: Г–З / рэдкалегія: Т. У. Бялова (галоўны рэдактар) [і інш.]. – Мінск, 2012. – С. 90–91.
  • Гомельскай мужчынскай гімназіі будынак // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 5./ Рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш]. – Мінск., 1997. – С. 337.
  • Гомельской мужской гимназии здание // Регионы Беларуси : энциклопедия : В 7 т. Т. 3 : Гомельская область : в 2 кн. Кн. 1 : [А–Л] / редколлегия: Т. В. Белова (главный редактор) [и др.]. – Минск, 2012. – С. 187.
  • Гомельской мужской гимназии здание // Республика Беларусь : энциклопедия : в 6 т. Т. 3: Герасименко–Картель. – Минск, 2006. – С. 115.
  • Город над Сожем : фотоальбом / текст Ю. Кирпичева, Ю. Митрахович. – Гомель, 2014. – С. 130.
  • Малков, И. Г. Гомель – древний и современный. Архитектура и ее создатели / Игорь Георгиевич Малков, Игорь Игоревич Малков. – Гомель, 2014. – С. 11, 15.
  • Мужчынская гімназія // Збор помнікаў гісторыі і культуры: Гомельская вобласць /АН БССР, Ін-т мастацтвазнаўства. этнаграфіі і фальклору; Рэд. кал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш. — Мінск.,1985. — С. 67.
  • Любимый Гомель : [фотоальбом] / сост. и худож. С. Ноздрин-Плотницкая. – Гомель, 2010. – С. 121.
  • Помнікі гісторыі і культуры Гомеля: Мужчынская гімназія // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Гомеля: У 2 кн. Кн.2. — Мінск., 1999. — С. 533.
  • Строительная летопись города / ред. кол. В.И. Пилипец и др. – Гомель, 2011. – С. 37, 38–39. – (Любимый Гомель).
  • Чернатов, В. М. Станислав Шабуневский / Вячеслав Чернатов. – Минск, 2005. – С. 22–25.