Собор во имя Архистратига Михаила

4 Янв

районный центр Мозырь, 1745 – 1760 годы

Описание:

Костёл – памятник архитектуры барокко XVII-XVIII веков – представляет собой прямоугольный в плане храм, разделенный внутри двумя рядами колонн на три нефа: центральный и два боковых. Сама архитектура собора представляет собой так называемую белорусскую форму базиликальных храмов эпохи барокко. Главный фасад, представляющий собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями, имеет криволинейные очертания, что придает зданию особую пластичность, которая усиливается архитектурными украшениями: группами пилястров и тонкопрофильными карнизами. В архитектуре башен, перестроенных на русский манер, уже прослеживаются элементы классицизма. Ритм боковым фасадам задают лучковые оконные проемы и лопатки в простенках. К храму вплотную примыкает бывший монастырский комплекс – двухэтажное Г-образное здание. Архитектурный стиль — позднее барокко. В крипте собора находилась усыпальница рода Оскерок, фундаторов костёла. При соборе действует Церковный историко-археологический кабинет.

Историческая справка:

Одним из замечательных памятников национальной архитектуры, дошедших до наших дней сквозь войны и революционные потрясения, является кафедральный собор Архангела Михаила в Мозыре. В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма, напротив Мозырского замка, монахам бернардинцам, для которых построил небольшой деревянный монастырь. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны обитель была уничтожена. В течение войн середины XVII века, Мозырь был практически стерт с лица земли. Только при великом князе Яне III Собесском (1674 — 1696), легендарном спасителе Европы от мусульманского нашествия, в 1678 году началось восстановление Мозыря. В это время самым могущественным и знатным родом на землях Мозырского Полесья был род Аскерок, представители которого занимали высшие государственные должности в повете и владели огромными поместьями. Желая увековечить память о себе и своих заслугах перед Отечеством, в 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный собор. Сколько лет длилось строительство, сейчас установить не представляется возможным. Скорее всего, храм был освящен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же расположились начальная школа и библиотека. За свои благодеяния, оказанные Церкви, Аскерки получили высшую честь и награду – в крипте собора была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители фамилии. После лихолетий конца XVIII века и присоединения Беларуси к Российской империи, национально-освободительных восстаний XIX века – бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Собор неоднократно горел, пришел в упадок и начал разрушаться. В 1864 году храм, находившийся в плачевном состоянии, был передан Православной Церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила. 5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину. Началась новая страница в история собора. Казалось, что храму предначертана блестящая слава быть центром возрождающегося Православия на землях юго-восточного Полесья. Начало XX века не опалило храм смертоносным дыханием лихолетья Первой мировой войны и большевистского переворота. Но это было лишь затишье перед кровавой бурей сталинского террора… В страшном сне нельзя было представить до чего дойдет человеческая жестокость и безумие в своей бредовой попытке противопоставить себя Богу и Его заветам. Лицемерно проповедуя человеколюбие, провозглашая человека венцом эволюции, выступая за равенство, провозглашая свободу идеалом, сталинизм, разрушая вековые устои христианской терпимости, всепрощения и покаяния, обрушил на Страну Советов невиданный кровавый террор. Массовое разрушение храмов и святынь в 20-е годы XX столетия было только прелюдией к началу настоящей вакханалии массового человекоубийства. Находясь под защитой Архистратига небесного воинства, Мозырский собор святого Архангела Михаила избежал участи разрушенных святынь – у него была своя чаша скорби, его ждало более страшное испытание. Святой обители, где веками молили о прощении и славили всемилостивого Создателя, суждено было стать местом мученичества многих сотен ни в чем не повинных людей. Собор был превращен в тюрьму НКВД Полесской области, центром которой был Мозырь. По неполным данным в этой тюрьме было вынесено более 2000 смертных приговоров ни в чем не повинным людям. Прошли десятилетия молчания, но истина все равно осталась непобежденной. В знак нашего покаяния, в назидание потомкам, как акт торжества Истины – в крипте Свято-Михайловского кафедрального собора по благословению Его Преосвященства, епископа Туровского и Мозырского Стефана, на месте мученичества тысяч людей, создается храм в честь Новомучеников и Исповедников в земле Полесской просиявших. Годы строительства 1745- 1760 (1770).

Библиография:

  • Мазырскі касцелі кляштар бернардзірцаў // Архітэктура Беларусі. — Мн., 1993. — С. 294.
  • Мазырскі касцел і кляштар бернардзірцаў — помнік архітэктуры барока. Пабудаваны ў 1645 г.. Каляровае фота // Беларуская энцыклапедыя. Т. 9. — Мінск, 1999. — С. 515.
  • Цітова, Н. Багатае на спадчыну Палессе: [калекцыі царкоўнага гісторыка-археалагічнага кабінета-музея ў Мазыры] / Надзея Цітова // Голас Радзімы. — 2009. — 26 лістапада. — С.4.
  • Щербаков, А. Время покаяния: [чудотворные иконы — мироточивая Божья Матерь и св. Николай Чудотворец, кровоточащая державинская икона Спасителя в кафедральном соборе Архистратига Михаила в Мозыре] / Александр Щербаков // Жыццё Палесся. — 2008. — 13 чэрвеня. — С. 2.
  • Клыга, А. Мозырь приглашает в уникальный музей: [епархиальный музей в кафедральном соборе архангела Михаила] / Алина Клыга // Белоруская лесная газета. — 2009. — 10 декабря. — С. 8.
  • Кляштар бернардзірцаў // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Гомельская вобласць. — Мінск, 1985. — С.254-255.