Выготский Лев Семёнович

17 Янв

российский психолог
(1896—1934)

Описание:

30 августа 1996 года Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил постановление о присвоении имени Л. С. Выготского Гомельскому музыкально-педагогическому колледжу. В ноябре 1996 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании колледжа. Мемориальная доска выполнена в виде развернутой книги. На одной странице изображен барельеф ученого и его автограф, на другой надпись: «В этом учебном заведении в 1923 году всемирно-известный ученый Лев Семенович Выготский основал первую психолого-педагогическую лабораторию в Беларуси».

Биография:

Родился 17 ноября 1896 г. в Орше. Второй сын в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку. Из семьи Выгодских (изначальное написание фамилии) вышли известные филологи, двоюродный брат психолога – Давид Выгодский был одним из видных представителей «русского формализма».

В 1914 г. Лев поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского. В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов – А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»).

В 1917 г. вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме. Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924 г.), где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания. После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов. Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и таким образом заложены основы дефектологии в СССР.

В 1926 г. вышла «Педагогическая психология» Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка.

С 1927 г. учёный публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. В ней регулируемое сознанием поведение человека соотносится с формами культуры, в частности с языком и искусством. Такое сопоставление сделано на основе разработанного автором понятия о знаке (символе) как особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Труд «История развития высших психических функций» (1930–1931 гг.) был опубликован только в 1960 г.

Последняя монография Выготского «Мышление и речь» (1936 г.) посвящена проблемам структуры сознания. В начале 30-х гг. в адрес Выготского участились нападки, его обвиняли в отступлении от марксизма. Гонения, наряду с непрекращающейся работой на износ, истощили силы учёного. Он не перенёс очередного обострения туберкулёза и умер в ночь на 11 июня 1934 г.

В Гомеле проводятся Международные чтения, посвященные памяти Л. С. Выготского.

Библиография:

  • Сильченко, И. Потенциал научных идей: [в ГГУ им. Ф. Скорины состоялась научная конференция, посвященная Льву Выготскому] / Ирина Сильченко // Гомельские ведомости. — 2016. — 1 декабря. — С. 5.
  • Дудаль, Н. Психолог на века: [на факультете психологии и педагогики прошел семинар, посвященный ученому психологу Льву Семеновичу Выготскому] / Наталья Дудаль // Гомельскі ўніверсітэт. — 2016. — 14 студзеня. — С. 3.
  • Варанько, К. Д. Да 120-годдзя з дня нараджэння вучонага-псіхолага, педагога Л. С. Выгоцкага (1896 – 1934) / К. Д. Варанько // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 10. – С. 60 – 63.
  • Сычкова, Т. Бесценное научное наследие: [в Гомельском государственном педагогическом колледже прошел круглый стол, посвященный вопросам воспитания в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского] / Евгения Байдан // Гомельские ведомости. — 2016. — 21 января. — С. 3.
  • Мартыненко, Е. Моцарт психологии: [Л. С. Выготский] / Елена Мартыненко // Гомельские ведомости. – 2013. – 29 января. – С. 5.
  • Папова, І. Моцарт у псіхалогіі: [пра Льва Выгоцкага] / Інга Папова // Беларусь. – 2013. – № 2. – С. 38 – 39.
  • Журавлева, И.В. Гомельский период научно-педагогической деятельности Л.С. Выготского./Актуальные проблемы теоретической и практической психологии в свете идей Л. С. Выготского (к 110 –летию со Дня рождения ученого:1896 -2006): материалы Междунар. науч.- практ. конф. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Редкол. Л.А.Кандыбович (и др.); Л.Н.Рожина (науч.ред.). — Минск, 2006. – 200 с. 2.