Краснобережский усадебно-парковый комплекс

4 Янв

посёлок гор. типа Красный Берег, 1890 – 1893 годы

Описание:

Основные строения усадьбы Красный Берег трактовались автономно: в неоготике – въездные ворота, в неоренессансе – флигель, в модерне – дворец с его «готическим» вестибюлем и неорокайльным интерьером боковой гостиной. Огромное здание впечатляет не только необычной пространственной компоновкой, но и изобретательным подходом к архитектурному декору. Формирование развитой объемно-пространственной композиции обусловлено не стихийностью, а последовательностью развития здания изнутри наружу, исходя из наиболее рационального и функционально обусловленного построения внутреннего пространства. Композицию здания характеризует разнообразие объемных элементов, усложненность и многоплановость их компоновки, живописность силуэта, богатство цветной и светотеневой моделировки, пластичность и выразительность преимущественно готических архитектурных форм. Дворец неоднороден по объемному построению и нерегулярной плановой организации. Решен двухэтажным объемом с двумя башнями, ризалитами, аркадным входным крыльцом, а также пристроенным одноэтажным крылом. Массивность здания подчеркивает крупный руст и каменно-блочная кладка, а его пластичность — ломаная «французская» крыша. При декорировании используются не только готические элементы, но и заимствованные из эпохи Ренессанса. Живописность строению придает натуральный цвет кирпичной кладки, на фоне которой выделяются светлые, выложенные из песчаника элементы декора – башни, наличники окон, профилированные карнизы. Как и большинство модернистов, Е. Шретер не смог полностью отказаться от использования исторических стилей: в частности готики, используя стрельчатые проемы, контрфорсы и химеры на водостоках. Но эклектичное разнообразие стилей эпохи определилось в художественной трактовке интерьеров коридорно соединенных комнат дворца (универсальная анфилада отходит в прошлое), его романского, готического, китайского, рокайльного и арабского залов. Арабский зал обставлен экзотической мебелью, инкрустированной перламутром и слоновой костью их Дамаска, а также персидскими коврами. Бальный зал был решен в стиле Людовика XVI, в будуаре – настенные люстры в разных рамах, художественное оформление залов было выполнено А. Боровским. Кроме стилевой мебели дворцовые интерьеры значительно обогащали изделия из бронзы (фирма Лапенских), венецианский хрусталь, английский фаянс и наибогатейшая галерея портретов, где были картины Г. Семирадского, копии Караваджо, Айвазовского и многих других.Во время строительства дворца паркостроителем Франциском Шанером был высажен новый парк в английском пейзажном стиле, за ним плодовый сад и фазановая ферма. Сетка дорожек и окружной прогулочный маршрут разделяли парк на несколько зон: плодовый сад, пейзажный ландшафт западной части, куртины вокруг дворца и по берегам реки, открытые газоны, пруды, беседки. Из сада через парк к реке проложен канал с 3 мостами. В создании парковых куртин использовались преимущественно хвойные породы деревьев: ель обыкновенная, лиственница европейская, пихта сибирская; из лиственных – липа, каштан, дуб красный, и другие. В подбивке древесных куртин использовались сирень, спирея и др. Много экзотических деревьев: ель красная, орех грецкий, липа американская, крымская и крупнолистная, клен серебристый, бархат амурский, сосна веймутова. Группы сочетали вечнозеленые и листопадные виды, подобранные с учетом окраски листьев в течение сезона. К резиденции ведет подъездная аллея, которая доходит до каменных ворот готического стиля – стрельчатая въездная арка фланкирована 8-гранными башенками, ворота освещались огромным фонарем. Мощный хозяйственный комплекс с винокурней, конюшнями, амбарами, оранжерейно-парниковым хозяйством был вынесен за пределы репрезентабельной части усадьбы. Кирпичные хозяйственные постройки также решены в формах готики со ступенчатыми контрфорсами, стрельчатыми окнами. Памятник усадебно-парковой архитектуры республиканского значения.

Сведения об авторах проекта:

Архитектор – Шретер Евгений

Историческая справка:

Усадьба площадью 10 гектаров расположена над рекой Добысна и возведена по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств Евгения Шретера. Резиденция включала дворец, флигель, хозяйственный комплекс, парк с садом, окруженные каменной оградой (высота 2,5м) с воротами и березово-липовыми аллеями. Хорошо сохранились и дворец с десятками комнат и флигель на территории помещичьей усадьбы, и другие хозяйственные постройки. Сам дворец представляет собой двухэтажную кирпичную постройку асимметричной композиции, сооруженную в так называемом стиле «историзма» с использованием элементов готики, ренессанса, ампира и модерна. В первой половине XIX века имение было собственностью рода Богородских, которое потом выкупил генерал-лейтенант инженерии Михаил Готовский. Через его дочь, как приданое, оно перешло к Викентию Козел-Поклевскому, наследнику огромной собственности на Урале и в Сибири, созданной неустанными трудами его отца, миллионера-предпринимателя, общественного деятеля, мецената и благотворителя Альфонса Козел-Поклевского, уроженца Лепельщины. После революции 1917 года представители рода Козел-Поклевских эмигрировали за границу, имение было национализировано и на его базе в 20-х годах прошлого века организовано сельскохозяйственное училище (ныне Краснобережский государственный аграрно-технический колледж). В 2003г. Краснобережский усадебно-парковый комплекс был включен в Государственный список недвижимых материальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь, имеет статус ценности второй категории, входит в «Золотое кольцо Гомельщины». С 1993г. на здании усадебного дома начали проводить реставрационно-строительные работы. После реставрации в здании планируют разместить две музейные экспозиции, а также картинную галерею. Предстоит восстановить флигель и сам парк. И хотя работы продолжаются, комплекс и сегодня вызывает восхищение.

Библиография:

  • Кулагін, А.М. Сядзіба / Кулагін А.М. // Збор помнікаў гісторыі і культуры: Гомельская вобласць /АН БССР, Ін-т мастацтвазнаўства. этнаграфіі і фальклору; Рэд. кал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.- Мн.,1985. — С.185 – 186.
  • На “Золотом кольце” // 7 дней. – 2005. – 10 февр. – С. 7.
  • Помнікі архітэктуры Гомельшчыны. Вёска Чырвоны Бераг. Сядзібны дом // Роднае слова. – 1994. — № 9. – С. 60, фота.
  • Егорова, И. Замкавы комплекс у старажутным маентку / Ирина Егорова // Нюанс. – 2006. – 20 июля. – С. 4.
  • Кохно, В. Дворцовые проблемы Краснобережской усадьбы / В. Кохно // Гомельская праўда. – 2005. – 12 лістап. – С. 3.
  • Алексеев, А. Здесь будет аллея славы / А. Алексеев // Новы дзень. – 2005. — 15 лістап.
  • Кулагін, А.М. Чырвонабярэжская сядзіба / А.М. Кулагін // Архітэктура Беларусі: энцыклапедычны даведнік / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: А.А. Воінаў і інш. — Мн., 1993. — С. 485.
  • Рэтраспектыўна – гатычны стыль // Кулагін, А.М. Эклектыка. Архітэктура Беларусі другой паловы XIX – пачатку XX ст. / Кулагін А.М. – Мн., 2000. – С. 131 –132, 190.
  • Чырвонабярэжская сядзіба // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 17. / Рэдкал.: Г.П. Пашкоў і інш. — Мн., 2003. — С.312.
  • Красный Берег – красивый и скорбный: Мемориал детям, погибшим в годы Великой Отечественнй войны. Краснобережский усадебно-парковый комплекс // Народная газета. – 2007. – 24 лют. – С.3, 5.
  • Красный Берег // Федорук, А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. – Мн., 1989. – С. 191 –193.
  • Кулагін, А.М Чырвонабярэжская сядзіба / Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5 т. Т.5. / Рэдкал.: І.П.Шамякін (гал. рэд.) і інш.- Мн., 1987. — С. 534 -535.
  • Кулагін, А.М. З архітэктурнай мінуўшчыны / А.М. Кулагін // памяць: Гіст.-дакум. хроніка Жлобіна і Жлобінскага раёна / Рэдкал. : Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. – Мн., 2000. –С – 713 – 714.
  • Отреставрирована усадьба в Красном Берегу // Телевид Инфо. — 2015. — 19 марта. — С. 16.