районный центр Чечерск, 1779 – 1783 годы
Описание:
Это двухъярусная ротонда с притвором-колокольней в формах архитектуры классицизма. Деревянный полусферический купол церкви на ступенчатом барабане перекрывает пролет около 15 метров. Над притвором (прямоугольный в плане объем с фронтоном на главном фасаде) построена восьмериковая башня-колокольня, накрытая граненым куполом. С востока к церкви прилегает прямоугольная в плане апсида. Основной объем поделен на ярусы развитым дорическим антаблементом. Стены нижнего яруса ритмично разделены пилястрами, полукруглыми и плоскими нишами, верхнего яруса – квадратными окнами, между которыми фигурные филёнчатые рамы. Основное помещение церкви – это целостное пространство. В интерьере над входом в зал сделаны деревянные хоры. Пилястры украшены стилизованными ионическими капителями. Интерьеры были разрисованы итальянскими мастерами. Художественная выразительность сооружения достигается целостной композицией, крупными формами, рассчитанными на восприятие с далеких точек, а также элементами классического декора с искусной прорисовкой деталей. Монументальность и четкость пространства – основные определяющие черты памятника.
Сведения об авторах проекта:
Архитектор – Предположительно Джакомо Кваренги или Василий Баженов
Историческая справка:
Памятник архитектуры классицизма. Храм Преображения Господня был возведен в конце XVIII века по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева [18(29).3. 1722, Петербург,— 29.8(9.9). До настоящего времени сохраняются разночтения о точном времени постройки храма и авторе его проекта. По мнению московского историка архитектуры И.Н.Слюньковой он построен в 1779 году. По мнению белорусского исследователя архитектуры В.А.Чантурия храм построен в 1783 году. Храм Преображения Господня был возведен в ансамбле с тремя другими храмами, которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Согласно сведениям могилевского губернатора 80-х годов XIXв. А.С.Дембовецкого, автором чечерских храмов являлся известный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (род. в 1700г. В Париже), что конечно же маловероятно. Он состоял на службе российских императоров с 1716 года по 1764 год, работал в стиле барокко, — всем известны его знаменитые работы: Петергофский Большой дворец, Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец и др. Однако Екатерина II не разделяла вкусы своих предшественников и отправила в отставку старого мастера, назначив ему скромную пенсию. Стиль барокко уже вышел из моды. Ему на смену пришел классицизм, по канонам которого и был перестроен Чечерск. Франческо Растрелли никогда не работал в этом стиле, он был предан своему барокко и оказался теперь не нужным. Его скоро забыли. Забыли настолько, что утеряны сведения, где он похоронен…. К тому же в 1774 году, когда Екатерина II подарила Чечерск З.Чернышеву, великого зодчего уже не было в живых, он скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что план переустройства Чечерска и соответственно проекты чечерских храмов не принадлежат Растрелли. Об этом говорят архитекторы Г.Жаровина и Демура, которые выдвинули свою гипотезу: они считают, что автор проектов чечерских церквей известный русский архитектор Василий Баженов. Историки И.Слюнькова и В. Пилявский приводят сведения, что автор проекта Спасо-Преображенской церкви другой известнейший архитектор-итальянец Джакомо Кваренги.Построенный в XVIII веке каменный храм Преображения Господня в г.Чечерске имел предшественника — деревянную православную Спасскую церковь, которая впервые упоминается в Инвентаре Чечерского староства 1726 года [6, с.41]. После заключения Брестской церковной унии 1596г. восток Беларуси и Чечерск в том числе оставались верным оплотом православия. Однако власти Речи Посполитой в XVIII веке усилили давление на православную церковь. В Реестре монастырей и церквей православной веры, принудительно забранных униатами в первой половине XVIII века мы читаем: «1743 года, сентября 13. Церкви четыре в местечке Чечерск: одна Воскресенская, другая Николаевская, третья Рождества Пресвятыя Богородицы, четвертая Преображенская (ранее в Инвентаре 1726г. названная Спасской, — примеч. автора), через помещика Казимира Турчина, мечника Оршанского, содержателя Чечерского, и пятая Гергиевская в селе Нисимковичах». Через 30 лет в 1773 году Чечерск вошел состав Российской империи и вскоре униатские церкви были возвращены в лоно православной церкви. По сведениям А.С.Дембовецкого во всех чечерских храмах, построенных по приказу графа З.Г.Чернышева, в 1882 году находилось по два образа (Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы), писанные приглашенным в Чечерск итальянским живописцем, во всех церквях имелась дорогая серебряная утварь и ризы. В сложный ХХ век, годы атеизма, гонений на церковь, годы войны были разрушены 2 чечерских православных храма и кладбищенская часовня, а также костел Святой Троицы, погибло большинство икон. Выстояла только Спасо-Преображенская церковь. В ее алтаре хранится древняя икона XVII века «Сошествие во ад», — великолепный шедевр белорусского искусства. Кириллическая надпись на его раме сообщает, что «сей образ оферовал Янъ Санковичъ до храму Воскресенія Христова в Чечерску на честь и на хвалу Господу Богу. Року 1678». Христос в красном хитоне и золотистом плаще, обведенный светлым овальным сиянием, стоит на скрещенных створках сломанных ворот в ад. В Его левой руке длинная пика, увенчанная крестом и прапором. За пожилым королём (Давидом) стоить молодой Соломон. С правой стороны – торжественная фигура священника в белом двурогом головном уборе, с тонким посохом в руке. Это должно быть первосвященник еврейского народа Аарон, сзади его — младший брат Моисей со скрижалями Божиих заповедей. Между черным пеклом и орнаментированными растениями резным фоном возвышается узкая полоса из розовых и охристых горок. В 1897 году Чечерск посетил епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил. «Могилевские Епархиальные ведомости» в отчете об этом событии сообщали: «Приписная Спасо-Преображенская церковь, снаружи и внутри неблаговидная, сырая; от сырости и запущенности отваливается по местам штукатурка. Богослужения совершаются в этой церкви очень редко; утварь посредственная». Однако вскоре именно Спасо-Преображенской церкви была уготована судьба центра православия на Чечерщине. Согласно данным “памятной книжки Могилевской губернии на 1914 год” в Спасо-Преображенской церкви служил священник Иоанн Пищиков. Это год, когда началась первая мировая война. Однако впереди ждали еще большие испытания. Неизвестно, что было с церковью после революции и до начала Великой Отечественной войны. Историк Светлана Силова, опираясь на документы Национального архива Республики Беларусь сообщает, что в Чечерском районе Гомельской области немцы, предварительно разграбив Спассо-Преображенскую и Кладбищенскую Георгиевскую церкви, уничтожив плащаницы и около двадцати икон, написанных монахами и живописцами Киево-Печерской Лавры в XVIII веке, превратили эти храмы в лагеря для военнопленных. Значит до войны церковь продолжала действовать. Согласно карточки единовременного учета религиозного объединения 13 июня 1946 года было зарегистрировано религиозное общество Чечерской церкви, служители культа: один священник и 1 псаломщик. Несколько ранее было зарегистрировано религиозное общество Дудичской церкви – 21 марта 1945 года (эта церковь, памятник деревянного зодчества XIX века сгорела 19 марта 2002 года). 15 июня 1946 года с исполкомом Чечерского совета депутатов был подписан договор о передаче в пользование прихода Православной церкви церковного здания и культового имущества Преображенской церкви. В числе прочих подписал договор и опись имущества настоятель приходского храма протоиерей Иван Пищиков. Однако согласно документам, имеющимся в Чечерском историко-этнографическом музее до 21 мая 1953 года в Спасо-Преображенской церкви находилось зерно и товаро-материальные ценности райпотребсоюза и конторы заготзерно. Община православных верующих и протоиерей Иоанн Пищиков продолжали ходатайствовать о возвращении церкви. Этот вопрос рассматривался в Совете по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР. Заместитель председателя Совета Министров СССР т.Уралова предложила местным властям освободить здание Чечерской церкви и передать его общине верующих. Об исполнении указания т.Ураловой Гомельский облисполком предлагал сообщить к 30 марта 1953 года. Однако Чечерский райисполком саботировал это указание. И только после третьего напоминания о возврате церкви верующим здание храма было освобождено. Храм приняли настоятель Чечерской церкви протоиерей Пищиков и церковный староста Чумаков. Таким образом, прослеживается, что делами Храма Преображения Господня в г.Чечерске с 1915 года и до 1953 года занимался протоиерей Иоанн Пищиков, благодаря его трудам храм пережил все катаклизмы ХХ века, был возвращен верующим и сейчас является украшением города. Долгие годы отдал служению Богу и людям в Спасо-Преображенской церкви Николай Коржич. В настоящее время настоятель Храма Преображения в г.Чечерске – благочинный Чечерско-Ветковского округа протоиерей Георгий Шмидов. Настоятели Спасо-Преображенской церкви: 1. Ян Спасский ?1726-? инвентарь Чечерского староства 1726г. 2. священник и благочинный Василий Петрович Лепешинский с 4.02.1844г. — 1871 3. Иоанн Львович Комлев ?1911 – ? 4. Иоанн Пищиков 1914 – 1955 5. Петр Михейчик 1955 –? 6. Семен Ганчук 1968 . 7. Николай Коржич ? — ? 8. Валерий Савельев ?- ? 9. архимандрит Дионисий (Макаров) 2004-2005 10. протоиерей Георгий Шмидов 2006- настоящее время
Библиография:
- Прэабражэнская царква ў Чачэрску // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гомельская вобласць. – Мн.: БелЭн, 1985. – С.358.
- Чантурыя, В.А. Чачэрская Спаса-Прэабражэнская царква / В.А. Чантурыя // Памяць: Гіст.-дакум. хронікі Чачэрскага раёна. – Мн.: Белта, 2000. – С.551.
- Преображенская церковь в Чечерске // Чантурия, В.А. Памятники и памятные еста Беларуси: [путеводитель по культурно-историческим памятникам] / В.А. Чантурия, Ю.В. Чантурия. – Смоленск: Русич, 2007. – С.189 – 181.
- Царква ў гонар Праабражэння Гасподняга ў Чачэрску // Кулагін, А.М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік / Анатоль Мікалаевіч Кулагін; маст. З.Э. Герасімовіч, У.П. Свентакоўскі. – Мн: БелЭн, 2007. – С.418.
- Чачэрская Спаса-Прэабражэнская царква // Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн: БелЭн, 1993. – С. 483.
- Чачэрская Спаса-Прэабражэнская царква // Гарады і вёскі Беларусі: знцыклапедыя: 2т., Кн. II: Гомельская вобласць / Станіслаў Віктаравіч Марцэлеў. – Мн: БелЭн, 2005. – С.471-472.
- Чуенкова, И. Юбилей православного: [храм Преображения Господня в Чечерске] / Ирина Чуенкова // Чачэрскі веснік. – 2008. – 24 чэрвеня. – С.3.
- Комова, М.А. Памятники церковной архитектуры: Спасо-Преображенский собор в Чечерске / М.А. Комова // Православная энциклопедия. Т. ХII / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М: 2006. – С.16, (фото 70-е годы ХХ в.)
- Комова, М.А. Памятники церковной архитектуры: Спасо-Преображенский собор в Чечерске (1779 — 1783) / М.А. Комова // Православная энциклопедия. Т.ХII / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М: 2006. – 2006. – С.17, (фото 1970.)
- Коржич, Н.П. Жить достойной жизнью: [беседа с настоятелем Преображенской православной церкви протоиреем Н.П. Коржичем / записал Кузьменко Н.В.] // Чачэрскі веснік. — 1992. – 25 марта.
- Лизарев, А. Юбилей храма в Чечерске:[225 лет памятнику архитектуры Спасо-Преображенской церкви] / Александр Лизарев // Гомельские ведомости. – 2008. – 4 ноября. – С.5.
- Православная вера: [спецвыпуск Чечерской Преображенской церкви] // Чачэрскі веснік. – 1996. – 16 кастр.
- Преображенская церковь в Чечерске // Чантурия, В.А. Архитектурные памятники Белоруссии / В.А. Чантурия. – Мн: “Полымя”, 1982. – С.100.
- Преображенская церковь в Чечерске // Чантурия, В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии / В.А. Чантурия. – Мн: “Полымя”, 1986. – С.99.
- Преображенская церковь в Чечерске // Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: учебник для вузов. В 2-х т. Т.1. (дооктябрьский период) / В.А. Чантурия. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1985. – С.276 — 277.
- Преображенская церковь в Чечерске // Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: учебник для вузов по специальности «Архитектура» / В.А. Чантурия. Мн: «Вышэйшая школа», 1977. – С.267.