Усадебно-парковый ансамбль в Наровле

4 Янв

районный центр Наровля, 1850 год

Описание:

В 1865 году Горватты построили на правом высоком берегу Припяти свой дворец в стиле классицизма и часовню. Вокруг дворца, который и сегодня остается главной достопримечательностью Наровли, был разбит парк пейзажного типа планировки. Композиционное решение дворца и парка как бы подчинены единому осевому решению, связанному с перспективой главной улицы бывшего местечка (улица Макаренко). Дворец двухэтажный прямоугольный в плане, на высоком каменном цоколе. С четырех сторон входы обозначены лестницами-крыльцами. Симметрия заметна и во внутренней планировке, где ось коридора пересекается с осью парадного вестибюля и бального зала. Углы дворца фиксируют граненые эркеры, на уровне второго этажа пластика фасадов обозначена ритмом пилястр. В XIX в. здание насчитывало 30 комнат, здесь среди прочего, располагалась и картинная галерея. Усадебный дом двухэтажный с укрепленными стенами. Толщина стен до 1 м. Был построен одновременно с разбивкой парка. Каменный дворец был возведен на живописном берегу Припяти. Первый этаж выделен крупным рустом, второй — декорирован лопатками. В центре главного и дворового фасадов плоские ризалиты с входными порталами и террасами. Интерьер дворца имел классическую планировку с многочисленными помещениями и коридорами в боковых крыльях дворца. Были здесь и библиотечное помещение, и читальный зал – их окна выходили на парк. Полы во дворце были выполнены из паркета, в каждой комнате был индивидуальный рисунок, а также обрамления дверей, люстры, камины и кафельные печи. На каждом этаже было несколько ванных комнат. Лестничные клетки и панели в комнатах были выполнены из светлого дуба. Каждая комната имела свой стиль. На стенах маслом были написаны различные художественные изречения и надписи. Внутренняя планировка дома коридорная, с вестибюлем и квадратным залом в центральной части. Этажи связаны двумя лестницами, размещёнными в боковых эркерах. В торцовых террасах сделаны входы в подвалы, где располагались кухня, прачечная и служебные помещения. В интерьере сохранились арочные ниши. В «Статистическом описании имения Наровля», составленном 15.12.1849 г., среди прочего сообщается: «Жилой господский дом каменный новый о 2 этажах, с двумя большими крыльцами и железными на них балконами, имеющий под собою 8 погребов. На 1-м этаже 16, а на втором 10 комнат, [дом] длиною 20 1/3, а шириною 10 1/3 сажень, накрыт железным листом». Далее в документе следует описание других дворцовых строений – деревянного флигеля, конюшни, каменного ледника, новых каменных одноэтажных оранжереи и цветника, новых каменных амбара и винокурни и т.д. Усадьба была выполнена из красного кирпича без применения штукатурки. При постройке и внешнем оформлении зданий был весьма искусно применен достаточно смелый прием смешения различных стилей архитектуры – неоготики, элементов средневековых замков и классицизма. Экстерьер и интерьер дворца нам известен из записей друга семьи Горваттов известного польского исследователя Романа Афтанази. Он писал: « …со стороны одиннадцатиосевого главного фасада существовал портик с 6 тосканскими колоннами. Две средние колонны стояли отдельно, а оставшиеся четыре, которые подпирали балкон, – парами… …Въезд ко дворцу украшали львы, отлитые из бронзы в натуральную величину… Центральный ризалит завершала низкая аттиковая балюстрада, из которой вырастала еще одна более узкая, но высокая стена, также заканчивающаяся балюстрадой… Плоскости стен первого этажа были декорированы рустом… Украшением главного фасада были высокие двери с полукруглыми завершениями, выходящие на верхний балкон, и сдвоенные пилястры. Кроме ионических пилястр элементами украшения фасадов дворца являются также оконный декор, профилированный междуэтажный карниз, а также сильно выступающий венчающий консольный карниз… Со стороны северного фасада дворца, обращенного в сторону парка и реки, в средней части также располагается двухъярусный портик; в нижней его части размещалась терраса с лестницей, по бокам которой были помещены два сфинкса. Северный портик венчал треугольный фронтон… Прямоугольные ризалиты имеются и со сторон боковых фасадов, где также есть террасы… Дворец накрыт низкой 4-скатной железной крышей, покрашенной в красный цвет…» Интерьер дворца, согласно описанию Р. Афтанази, имел классическую планировку с многочисленными помещениями, коридорами в боковых крыльях дворца. «В средней части на центральной оси размещался зал на ширину портика главного фасада, рядом находились библиотечное помещение и читальный зал, окна которых выходили в парк… Шкафы библиотечного зала с остекленными дверьми, ведущими на террасу, и четырьмя окнами были заполнены многотысячными томами книг, преимущественно изданий ХVIII–ХIХ вв… Живописные плафоны библиотечного зала были выполнены художником Марьяном Жеготой в соответствии с проектом Тадеуша Ростворовского, швагера Эдварда Горватта… Стены дворца были очень плотно завешены множеством семейных портретов… а также картинами на военную тематику и пейзажами… Одна из комнат в северо-западном ризалите использовалась под музей природы. Стоящие вокруг стен огромные стеклянные шкафы были наполнены коллекциями чучел зверей и птиц, змей и рыб. Основными элементами, которые определяли характер репрезентативных помещений дома, были паркетные полы, выложенные разными способами, из разных пород деревьев и в каждой комнате – индивидуального рисунка, а также люстры, обрамления дверей, камины и разнообразные по форме, узору и качеству разноцветные кафельные печи, которые отапливались со стороны коридора; на каждом этаже было по нескольку ванных комнат… Панели в комнатах, лестничные клетки были сделаны из светлого дуба. Комнаты в боковых, от центральной части, крыльях размещались анфиладой, каждая из них имела свой стиль… Кроме того, Горватты любили всякого рода надписи и художественные изречения, которые были написаны на стенах маслом. Все центральное пространство дворца на 2-м этаже занимал бальный зал; большие стеклянные двери выходили на южный и северный фасады. По богатству оформления этот зал был наиболее роскошным. Дверные проемы 4 межкомнатных дверей, размещенных симметрично, были украшены прекрасными каннелюрованными пилястрами и резными консолями. Эффективно увеличивали пространство зала четыре высоких зеркала… С правой стороны от бального зала в северной части дворца находился продолговатый в плане «красный» салон, главным украшением которого был пол: сложенный из паркета разных пород деревьев, он представлял композицию «арабески», напоминающую восточные ковры. Стены другого – «голубого» салона дворца были обиты атласом синего цвета, потолок представлял небо с золотыми звездами.» Интереснейшее описание Наровлянского дворца есть и в мемуарах Антония Киневича, близкого родственника Горваттов, который в начале ХХ ст. не однажды там бывал. «…Прежде всего, необыкновенной красоты были полы, особенно в одном салоне на втором этаже: было такое впечатление, что вместо пола в центре зала – глубокое дно реки, в котором плавают разные рыбы большей и меньшей величины… В другом, также большом салоне, был прекрасный стюковый потолок: две аллегоричные фигуры представляли: одна – реку Днепр, другая – Припять… Одна комната имела потолок в виде позолоченной звезды…» Наровлянский парк является памятником садово-паркового искусства, он сформировался к 1870 г. и занял более 8 г. Парк пейзажного типа площадью 8,2 га, композиционно разделен на два участка посадками из граба. В парке растут преимущественно местные породы деревьев: дуб, ясень, липа, ольха, ель, сосна. Преобладают молодые посадки. Древесные посадки здесь размещены группами, между ними открываются перспективы на побережье Припяти. Парк разделен боскетами, выполненными из граба на две части – южную и северную. В северной части расположен дом-усадьба, а южная часть примыкает к улице Октябрьской. «Фабричный сад» представляет собой продолжение усадебного парка, который развит по берегам Наровлянки. Кроме сосен и елей, в парке растут береза, липа, дуб, клен, груша и другие деревья. Парк в Наровле считается одним из лучших в Беларуси: он отличается удачным размещением посадок и красотой планировки. На территории парка кроме дворца были построены: парадная конюшня, фонтан, брама, оранжерея, розарий, дом охранника. Интересным памятником архитектуры является парковая беседка-маяк, которая поставлена на холме у места впадения реки Наровлянки в Припять. Беседка видна со стороны водного подхода к поселению, она является ее своеобразным маяком-ориентиром. Маяк представляет собой трехъярусное оштукатуренное кирпичное сооружение, высота его – около 11 м. Каждый из ярусов имеет определенное построение, в это же время все ярусы сливаются друг с другом. Первый ярус массивный: угловые части обработаны крупным рустом. Второй ярус более легкий, ажурный. Третий ярус представляет собой изящную восьмигранную ротонду с главкой и куполом. Беседка имеет стройные формы и совершенные пропорции. Она представляет собой оригинальный памятник архитектуры классического стиля. Известно, что проект главной брамы усадьбы Горваттов разработал Тадэуш Ростваровский. Брама представляет собой два монументальных столба с кованными кружевными створами для транспортных средств и двух средних столбов с кованными калитками для пешеходов. На вершинах брамных столбов возвышаются две пары дорических колонн, поддерживающих балочное перекрытие и соединенных мощным карнизом. От брамы ко дворцу через парк ведет широкая аллея из тополей… Широкая лестница от обращенного к реке Припять фасада дома ведет к террасе, на которой располагался фонтан, построенный в стиле ампир. Он состоял из бассейна с округленными углами, с двух сторон обрамленного полукруглыми скамейками с устроенными друг против друга монументальными тронами на лепных львиных лапах. В центре бассейна на низком цилиндрическом цоколе была ваза, которую поддерживали сирены. Все сооружение выполнено из кирпича, оштукатурено. От фонтана открывается живописный вид. За усадебным домом, над самой рекой, сохранились остатки фонтана с вазой в середине (ныне перенесен к зданию больницы), полукружием каменной скамьи с креслами, созданными под влиянием искусства модерна. В конце XIX в. в Наровле была построена фабрика.

Историческая справка:

Наровля – местечко Речицкого уезда Минской губернии – впервые упоминается в документах ХVIII в. как собственность рода Оскерко. Последний владелец Наровли из представителей данной фамилии – Ян Оскерко (1735–1796): за его участие в восстании под руководством Т. Костюшко имение царским указом было конфисковано и перешло к другим владельцам. Точную дату приобретения Наровли Горваттами удалось установить в процессе историко-архивных исследований, проводившихся в связи с разработкой проекта реставрации дворца: “…Имение Наровля… с деревнями Циошково, Карповичи, Вежицы, Кнуровка, Рудня Тельковска, Слобода Тартак, с фольварками Кожушки и селом того же названия… с двумя фольварочными строениями и винокуренными заводами… досталось Игнатию Горватту в потомственное владение от помещиков фон Гольстов… за сумму 242 650 рублей серебром по купчей от 1 сентября 1816 г.”. В 1820 г. Игнатий Горватт, владелец обширнейших владений в Мозырском и Речицком уездах, умирает и все наследство, согласно его завещанию, переходит к четырем сыновьям – Александру, Станиславу, Даниилу и Оттону; трое из сыновей на тот момент еще не достигли совершеннолетия, и их опекуном был назначен старший брат – Александр. Когда в 1825 г. (после раздела между братьями) во владение Наровлянским имением вступил Даниил Игнатьевич Горватт, он оказался наследником не только движимого и недвижимого имущества, но и денежных долгов отца и старшего брата, для оплаты которых был вынужден заложить имение в С.-Петербургском опекунском совете. В то же время документы свидетельствуют, что в 1830 г. Даниил Горватт берет новый большой кредит, вероятнее всего, для строительства усадьбы в Наровле. Впоследствии на территории роскошного парка кроме дворца в разное время были возведены каплица, фонтан, парадная конюшня, оранжерея, брама, дом охранника, розарий. Вблизи дворца, но за каменной стеной, размещались хозяйственные постройки (ледник, флигель), а также производственные строения. Постройка “Господского дома” была завершена в 1850., о чем свидетельствовала рельефная надпись, существовавшая прежде на главном фасаде. Она находилась в полукруге поля аттика, с литерами «D I H» (Даниэль, Ифигения Х (Г)орватты) и датой «1850» (год окончания строительства дворц В середине 1860-х годов Даниил Горватт оставил Наровлю и поселился в одном из своих имений в Киевской губернии. В письме, посланном в 1864 г. брату и своему доверителю Оттону Горватту, Даниил писал, что его сыновья Артур и Маврикий, которым он выдал вотчинное право на всю недвижимость… “исключая только драгоценности, серебро и мебель, находящиеся в жилом Наровлянском доме… вольны распоряжаться имениями как своею собственностью…”. Наровля, стоимость которой была определена в сумму 110 000 руб. серебром, досталась среднему сыну – Артуру Данииловичу Горватту. Он занимался делами имения ровно столько, насколько был заинтересован в получении доходов с производств, в нем существовавших. Прошли годы, и постаревший Артур Горватт по доверенности от 20 июля 1898 г. передал права владения имением Наровля своему сыну от брака с Каролиной Потворовской Эдварду. Эдвард Артурович отнесся к полученному наследству с бóльшим пиететом, чем его отец, хотя и не менее прагматично: существует множество прямых и косвенных свидетельств конца ХIХ – начала ХХ ст., что в Наровлянской усадьбе проводились строительные мероприятия и благоустройство территории. Известно, что в 1890-х годах интенсивно шли работы по украшению дворца: в Варшаве на Фабрике позолоченных рам для костелов и салонов, принадлежащей Юзефу Ростковскому (Варшава, Новый Свет, 33), были заказаны рамы для портретов, впоследствии украсивших интерьеры дворца. В 1899 г. Э. Горватт на акционерном машиностроительном заводе Франца Крулля в Ревеле закупил много “проволоки и крючков” для проведения в имении телефонной линии. Особенно масштабные работы велись в Наровлянском дворце в 1902–1914 гг. – об этом говорят данные кассовых книг имения, в которых, среди прочего, имеются счета на приобретение строительных материалов – железа и проволоки в Мозыре (в фирме Кацмана) и в Киеве (на заводе жестяных изделий М.И. Шлосберга), красок (цветных и бронзовых), приборов для новых окон и дверей, извести и цемента в Киеве (в магазине Поленковского), большого количества белого и “бемского” стекла (в Киевской конторе Мальдовского завода), глазурованной кафли, фризов (белоглазурованных), серых неглазурованных углов, терракотовых “базиков”, карнизов (на Рижском фарфоровом заводе), асфальтового лака, толи, балок и т.д. В 1913 г. на территории усадьбы Горват построил конфетную фабрику. Сохранились производственные постройки, выполненные из красного кирпича в духе эклектики, соединившие черты романского и готического стилей. В усадебный комплекс входят также некоторые бывшие хозяйственные постройки. На северо-востоке от усадьбы располагался розарий, на западе — ледник и оранжерея. После 1917 года никаких строительных мероприятий, кроме поддерживающих ремонтов, во дворце не проводилось. По имеющимся сведениям и по фотографии, датированной 1932 г., до начала Великой Отечественной войны во дворце располагалась белорусская школа (после окончания войны – школа-интернат). При освобождении Наровли от немецко-фашистских оккупантов здание значительно пострадало – об этом свидетельствует фотография 1946 г.: пожаром, начавшимся после бомбардировки, были уничтожены перекрытия, кровля, поврежден наружный декор здания, а также почти полностью уничтожены интерьеры дворца (при обследовании выявлены лишь фрагменты пола ХIХ в. в подвальной части восточного крыла дома). В начале 1950-х годов б. дворец был реконструирован с целью приспособления его под школу; со стороны бокового (северо-западного) фасада возведен новый корпус. Строительные работы без проведения исследований и соответствующего надзора нанесли памятнику значительный ущерб, многие утраченные в 1944 г. архитектурные элементы и наружный декор, к сожалению, восстановлены не были. Настоящей трагедией для жителей Беларуси и, в частности, Наровли стали Чернобыльские события 1986 г.: основная часть жителей покинула город, школа была закрыта. Началось разграбление и разрушение дворца, которое не остановлено доныне… В настоящее время здание находится в бедственном состоянии – уже ничто не напоминает о былой роскоши одного из красивейших дворцовых строений белорусского Полесья. Только сохранившиеся фотографии наряду с имеющейся текстовой информацией позволяют представить, как он выглядел в начале ХХ ст., и делают возможным реконструкцию фасадов дворца и его отдельных интерьеров. В 1992–1994 гг. специалистами Гомельской областной проектной мастерской (рук. проекта В.И. Мелех) были выполнены обмеры и рабочие чертежи для восстановления усадебного дома. Проектом предусматривается реставрация фасадов с восстановлением декоративных элементов, перепланировка внутреннего пространства. В здании планируется размещение общественно-культурного центра г. Наровли, где будут проводиться выставки, творческие встречи, концерты, где разместятся “Центр ремесел”, а также кафе-бар, актовый зал, бильярдная… К сожалению, производственные работы в тот период не были начаты и за прошедшие годы состояние дворца значительно ухудшилось. Проект потребовал корректировки, для чего в 2006 г. документацию передали в ОАО “Проектреставрация”, но работа, проводившаяся группой специалистов (науч. рук. архит. Е. Воеводская), до настоящего времени не завершена в связи с приостановкой финансирования. Необходимо отметить, что в будущем наряду с реставрацией дворцового здания и фонтана, благоустройством парковой территории нужно решать вопрос о восстановлении других строений, некогда входивших в Наровлянский усадебно-парковый комплекс (некоторые сохранились до настоящего времени), в частности винокуренного завода (1-я пол. ХIХ в.), каплицы (1859 г.), брамы (конец ХIХ в.), беседки-маяка (нач. ХХ в.), хозяйственных построек. Известно, что в архивах Беларуси, Украины, Литвы и Польши хранятся материалы, которые могут стать документальной основой для разработки реставрационных проектов названных архитектурных объектов. Известно, что последний владелец Наровли – Эдвард Горватт (умер в 1932 г.) был женат на Ядвиге из рода Оскерко; их единственный сын Даниил умер очень молодым, а дочь Александру и ее мужа Станислава Ваньковича расстреляли фашисты во время Второй мировой войны. Наровлянская родовая ветвь Горваттов прервалась… У Наровлянского имения есть наследник. Зовут его Андрей Горват из рода Горваттов, один из которых (Даниил ?Игнатьевич Горват) построил дворец. Родился потомок знаменитого рода в Калинковичах. В настоящий момент проживает в Минске.

Библиография:

  • Бобр, Р. Утраченное временем: [из истории Наровлянского дворцово-паркового ансамбля начала 19 века династии Горваттов] // Прыпяцкая праўда. – 2009. – 5 снеж. – С. 7.
  • Рагін, Я. Ці спатрэбіцца аддзелу культуры садоўнік ды капітан?: [Нараўлянскі сядзібна-паркавы ансамбль] // Культура. – 2009. – 28 лют. – 6 сак. – С. 20-21.
  • Лаворенко, А. Память – это не сохранение прошлого, это забота о вечности: [архитектурные памятники Наровли] // Прыпяцкая праўда. – 2004. – 2 чэрв.
  • Найшулер, М. Палацава-паркавы ансамбль у Нароўлі // Гомельская праўда. – 1982. – 18 верас.
  • Наровля: [о парке в Наровле] // Федорук, А. Т. Садово-парковое искусство Беларуссии. – Мн.: Ураджай, 1980. – С. 154-155.
  • Лайкова, В. Край, дзе гуляў Герадот: [з культурна-гістарычнай спадчыны Нараўляншчыны] // Народная газета. – 2010. – 20 лютага. – С. 15.
  • Камкова, І. У люстэрку вечнасці: [помнікі архітэктуры Нараўлянскага раёну] // Прыпяцкая праўда. – 2007. – 30 чэрв. – С. 2.
  • Нараўлянскі сядзібна-паркавы ансамбль // Беларуская энцыклапедыя: У 18-і т. Т. 11: Мугір – Паліклініка. – Мн.: БелЭн, 2000. – С. 147.
  • Наровля: [о Наровлянском дворцово-парковом ансамбле] // Республика Беларусь: энциклопедия: в 6 т. Т. 5. – Мн.: БелЭн, 2007. – С. 306-307.
  • Сядзібна-паркавы ансамбль: [Нароўля] // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гомельская вобласць. – Мн.: БелЭн, 1985. – С. 267-268.
  • Самбук С. Ф. Нароўля / С.Ф. Самбук // Архітэктура Беларусі: энцыклапедычны даведнік / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: А.А. Воінаў і інш. — Мн., 1993. — С. 364 – 365.
  • Наровлянский усадебно-парковый ансамбль // Туристские регионы Беларусі. – Мн.: БелЭн, 2008. – С.244.
  • Наровлянский район: визитная карточка: [о Наровлянском дворцово-парковом ансамбле] // Пресс-тур в глубинку: информационный проект М-ва информации Республики Беларусь и белорусской прессы. – Мн.: МЦИИ, 2006. – С. 86-87.
  • Нароўля: [аб Нараўляўнскім дварцова-паркавым ансамблі] // Гарады і вёскі Беларусі: энцыклапедыя: 2 т., Кн. 2: Гомельская вобласць. – Мн.: БелЭн, 2005. – С. 126-129.
  • Адамович, С. Дворец в Наровле: история и реалии // Архитектура и строительство. – 2010. — № 2. – С. 58-61.
  • Брагинский, Наровлянский и Хойникский районы: [о Наровлянском дворцово-парковом ансамбле] // Туристическая мозаика Беларуси. – Мн.: Беларуская навука, 2011. – С. 259.